Продолжаю обзор философско-мистических течений, которые оказали влияние на эзотерические практики, каббалу и сефиротику.
Сегодня речь пойдет о неоплатонизме — философско-мистическом течении, возникшем в III веке н. э.
👉 Смотреть мое видео про неоплатонизм на YouTube 👉
👉 Смотреть мое видео про неоплатонизм на RuTube 👉
Неоплатонизм развивает идеи Платона и соединяет их с мистикой, религией и внутренней практикой восхождения к Единому. Он стал духовной альтернативой как механистическому стоицизму, так и догматическому христианству, и оказал огромное влияние на средневековую философию, каббалу, герметизм и эзотерические практики Эпохи Возрождения.
Истоки неоплатонизма: от Платона к Плотину.
В академических кругах ведутся дискуссии о том, являлись ли античные философы по своей сути магами, руководствовались ли они в своих сочинениях магической картиной мира. Я полагаю, что да – руководствовались.
Каковы же истоки неоплатонизма?
Античный философ Платон ввёл идею двух миров: изменчивого чувственного и вечного мира эйдосов (идей).
В Академии Платона и особенно у поздних платоников развивалась идея восхождения души к миру Истины.
Плотин (III век н. э.), ученик Аммония Саккаса, считается основателем неоплатонизма. Сочинения Плотина собраны его учеником Порфирием в «Эннеадах».
Центральная идея неоплатонизма — это Единое.
Согласно неоплатонизму, в основе бытия находится Единое (то hen) — внеформенный Абсолют, Источник всего.
Единое не является существом, оно выше бытия. Его нельзя описать, но можно пережить.
Всё сущее возникает через эманации (не творение, а излияние света).
Схема эманаций в неоплатонизме (иерархия реальности):
Единое — трансцендентная Первопричина, абсолютное Единство.
Нус (Ум) — первичный разум, где содержатся архетипы всех вещей. Это мир чистых форм.
Психе (Мировая душа) — посредник между умопостигаемым и чувственным.
Мир телесный — материя как наинизшая эманация, наиболее удалённая от Источника.
Каждая ступень — это уменьшение единства и увеличение множественности и отделённости.
Сразу обратите внимание на то, какие серьезные параллели с сефиротикой можно здесь найти:
Единое можно сопоставить с Айн Соф Аур («Беспредельным Светом», являющимся первоисточником для Сефиры Кетер – первородной эманации нашей реальности), а также, собственно, и с Сефирой Кетер.
Нус (Ум) можно сопоставить с ментальными мирами (магония, демиурги) и с верхним астралом. Диапазон частот: от Сахасрары до середины Аджны.
Психе (Мировая душа) может быть сопоставлена с пространством среднего (или нижнего) астрала. На этом частотном уровне в реальности идет «рабочее» взаимодействие высших замыслов и идей, мыслеформ и тонких миров. Это как конвертация высших идей в мыслеформы, архетипы и чувственные формы. Диапазон частот: от середины Аджны до середины Анахаты.
Мир телесный же может быть сопоставлен с проявленной реальностью – в сефиротике это пространство от середины Анахаты и ниже по частотам.

Согласно неоплатонизму, цель человека – это восхождение души
Душа спустилась в материю, забыв своё божественное происхождение.
Задача философа и мистика — вернуться к Истоку через размышление, добродетельную жизнь, интуитивное созерцание и мистическое слияние с Единым (ekstasis — выход за пределы себя).
Обратите внимание, насколько интересное сопоставление можно найти с идеями вертикальной эволюции в каббале и сефиротике.
Неоплатонизм и теургия
Поздние неоплатоники Ямвлих и Прокл обогатили неоплатонизм конкретными мистическими практиками (IV–V вв.):
Ямвлих ввёл идею теургии — сакральных ритуалов для соединения с божественным.
Прокл систематизировал модель мира, добавив сложную иерархию божеств и духов.
Теургия в понимании поздних неоплатоников – это способ очищения души и восстановления связи с Единым через действия, символы, обряды и священные образы.
Влияние неоплатонизма на последующие традиции
Христианская мистическая теология (Дионисий Ареопагит) — почти полностью основана на неоплатонизме.
Каббала — идея эманаций (сефирот), мира Ацилут и возвращения к Кетер — глубоко перекликается с неоплатонической моделью.
Герметизм — понятие Нуса, восхождение духа, микрокосм и макрокосм.
Магия Возрождения (Фичино, Пико делла Мирандола) — синтез неоплатонизма, каббалы и герметизма.
Современная эзотерика — идеи архетипов, иерархий света, эволюции души.
Философия как практика
Неоплатоники не рассматривали философию как теорию. Она была путём жизни.
Плотин писал, что философствовать — значит вспоминать, кем ты был до воплощения, и стремиться к возвращению.
На этом я заканчиваю свой краткий обзор неоплатонизма. Надеюсь, что он был вам интересен.
Присоединяйтесь к моему Телеграм-каналу – там я выкладываю свои новости, личные посты и контент, который больше нигде не публикую.
Прекрасного вам настроения, и до новых встреч!
Ваша Вера Ориенс.

Автор — Вера Ориенс:
Психотехнолог, философ, исследователь возможностей сознания, преподаватель, основатель и идейный вдохновитель Центра Развития Личности «Сияние Кетер», успешная бизнес-леди и инвестор.
📜 Начните обучение с курса «Введение в психокинетику» за 0 рублей!
💬 Подпишитесь на мой Telegram-канал
🧘♀️ Большой флагманский курс «Психокинетика в Древе Сефирот»

